Создать бесплатный сайт с uCoz



Вы вошли как Гость | Группа "Гости"   Приветствую Вас Гость | RSS
Вторник, 24.10.2017

Главная Мой профиль Выход Вход


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Наш опрос
Оцените сайт
Всего ответов: 135
Видео

Урок русского языка "Омонимы". 2 класс

Учебник «Русский язык». С.В. Иванов. 2 класс.

 

Тема урока: « Омонимы».

 

Цели урока.

 

А.Обучающие:

        

1.Знакомство с термином «омонимы».

 

Б.Развивающие:

        

1.Развитие  словарного запаса, расширение кругозора.

 

В.Воспитательные:

        

1.Привитие интереса к родному языку.

 

Задачи урока:

 

1.Научить применять в практической деятельности знания об омонимах.

 

2.Развивать словесно-логическое мышление, наблюдательность, умение рассуждать, анализировать; развивать устную и письменную речь.

 

3.Научить пользоваться  словами, одинаковыми по звучанию и написанию, но разными по значению.

 

Место урока в серии других уроков: урок раздела «Как устроен наш язык».

 

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

 

Оснащение урока: компьютер, компакт диск с иллюстрациями предметов,

словарь  русского языка С.И. Ожегова, сюжетные рисунки, магнитофон, аудиокассета с записью ритмичной музыки.

 

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

 

Ход урока.

I.Организационный момент.

 

-Добрый день ребята!Мы начинаем урок русского языка. Сегодня нас ожидает много интересной работы, которая, я надеюсь, будет успешной и плодотворной.

 

II.Постановка цели урока.

 

-Сегодня мы будем наблюдать за словами, одинаковыми по звучанию и написанию, но разными по значению; познакомимся с термином «омонимы» и будем наблюдать за использованием омонимов в русском языке. Итак, начинаем нашу работу.

 

III.Минутка чистописания.

 

   -Пропишите буквы П п. Вспомните для чего нужны прописные буквы.

  

  -Прочитайте загадку и запишите вместе с отгадкой.

 

Платье скинула, а пуговки остались.

                                                    ябина.)

-Найдите в загадке «опасные места» и объясните их написание.

 

IV.Словарно- орфографическая работа.

 

 (Перфокарты со словарными словами у каждого ученика.)

 

-Прочитайте и вставьте буквы:


 

.город

м.рковь

.бед

н.род

ин.й

м.шина

 

за.ц

д.рога

к.р.ндаш

л.пата

кла..

м.л.ко


ы

 

-Обменялись перфокартами с соседями по парте, проверили ошибки.

 

-Начальные буквы слов первого столбика образуют слово, обозначающее тему нашего урока. (Омонимы.)

-Записали её.

 

V.Гимнастика для глаз (Таблица.)

 VI.Наблюдение над ролью омонимов в нашей речи.

 

Рубрика «Давай подумаем» организует проблемную ситуацию с опорой на слайды и полученные ранее сведения о значении слов устанавливается различие между словами, звучащими и пишущимися одинаково.

 

1)Просмотр слайдов:

 

-(Острая) коса

 


 

-(Девичья) коса.

 

 

 

-Ключ от замка;

 


 

-Ключ (Источник.)

 


 

- Горький лук;

 


 

-Тугой лук;




-Гибкий прут;




-Глубокий пруд;

 


 

2)Работа со словарём русского языка С. И. Ожегова.

 

-Наблюдение за значением слов-омонимов.

 

Вывод. В русском языке есть слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению. Их называют омонимами.

 

-Слово омоним произошло от двух древнегреческих слов: хомос-«одинаковый» и онима- «имя».

 

VII.Физкультминутка.

 

Подвижная игра «День-ночь».

Дети перевоплощаются в различные роли: жуков, пчёл, птиц, зайцев и т. д.

На сигнал «День» под музыкальное сопровождение дети имитируют движение условно выбранной роли и перемещаются по классу.

Педагог сопровождает действия словами:

-День наступил, над полянкой легко и быстро летают пчёлки, собирают сладкий нектар. Нектар собирают и песенку напевают: ж-ж-ж-жу.

На сигнал «Ночь» дети замирают на месте , идёт перевоплощение в новый образ.

 

VIII.Упражнение в распознавании и употребление в речи омонимов.

 

1.Самостоятельная работа.

 

-Определите значение слова свет по толковому словарю. Составьте и запишите с ним предложение.

 

         2.Работа над предложениями.

-Прочитайте предложения.

 

-Что необходимо сделать , чтобы смысл предложений стал ясен?

 

-Наконец мы нашли настоящий замок.

         

 

-Это была настоящая мука.

 

         

 

-В магазине продавался старинный атлас.

 

       

 

Вывод. Иногда различать слова-омонимы помогает ударение.

 

3.Наблюдение за омонимами-омофонами (Термин не вводится.)

 

-Прочитайте предложение.

 

-Рассмотрите сюжетные картинки.

 

-Найди  «спрятанную» шутку.

 

Ел старик хлеб сухой, откуда же под столом рыбьи кости?

 

-Кто догадался, на чём основана шутка?

 

(Хлеб сухой- хлеб с ухой)

 

4.Гимнастика для глаз.(Таблица.)

 

5.Выполнение упражнения 5,с.68

 

Веснушкам нету сноса:

Не исчезают с носа.

Я, не жалея мыла,

Нос терпеливо мыла.

Зависело б от мыла.

Веснушки я б отмыла.

 

-Найдите слова –омонимы.

 

-Выпиши омонимы парами.

 

-В чём особенность каждой пары? Объясни устно.

 

6.Наблюдение за различными видами омонимов.

 

(Рекомендуется для самостоятельной работы хорошо успевающим ученикам или в классах с высоким уровнем подготовки.)

 

Раздаются карточки с незаполненными таблицами.

 

-Найдите омонимы и запишите примеры в каждую графу.

 

Заполненные таблицы выглядят так:

 

Слова, не связанные по смыслу.

Одинаково

звучат

и пишутся

Одинаково

звучат, пишутся

по-разному

Одинаково

пишутся, звучат

по- разному

 

 

Уж-уж

 

 

 

 

Код-кот

 

 

Гвоздики-гвоздики

 

-Уж наступил вечер. Уж питается лягушками.

 

-Зацвели душистые гвоздики. Мальчик рассыпал маленькие гвоздики.

 

-Сложный код. Пушистый кот.

 

7.Игра «Почтовый ящик».Работа на компьютере или на карточках.

 

-Разберите слова и определите , где синонимы, антонимы, омонимы.

 

-Разнесите по правильным адресам.

 

Адреса:

 

СИНОНИМЫ                    АНТОНИМЫ                      ОМОНИМЫ

 

Смелый, храбрый.

Весёлый, грустный.

Опрятный, аккуратный.

Есть-принимать пищу, есть- быть, находиться.

Бык-животное, бык-опора моста.

Весёлый, радостный.

Холодный, горячий

Передовой, отсталый.

Дети, ребята.

 

IX.Итог урока

 

-Что нового узнали вы на уроке? Что вам запомнилось?

 

-Итак, сегодня мы с вами убедились ,как богат и разнообразен русский язык. Мне хотелось бы, чтобы вы умели пользоваться этим богатством в своей устной и письменной речи.

 

Поиск
Календарь
«  Октябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Новости
e-mail: toyshkola@mail.ru8 (84660) 4-02-42446333 Самарская область, Кинель-Черкасский район, с. Тоузаково, ул. Центральная, 32-б