Создать бесплатный сайт с uCoz



Вы вошли как Гость | Группа "Гости"   Приветствую Вас Гость | RSS
Вторник, 24.10.2017

Главная Мой профиль Выход Вход


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Наш опрос
Оцените сайт
Всего ответов: 135
Видео

Опыт работы по УМК

Внедрение стандартов второго поколения на основе учебно - методического комплекта «Начальная школа XXI века»

 

В УМК реализован основной принцип обучения: начальная школа должна соответствовать потребностям детей этого возраста ( в познании, общении, разнообразной продуктивной деятельности), учитывать индивидуальные особенности их познавательной деятельности и уровень социализации.

I. С чего начать

Начиная работу по данному комплекту, следует обратить особое внимание при изучении конкретного предмета  на:

·        приоритетное использование наглядно- образного мышления как типичного для детей этого возраста;

·        целесообразное включение игровых методов обучения, которые остаются важнейшими из методов обучения младших школьников на протяжении всех лет пребывания в школе, хотя доля и цели игры меняются от 1-го к 4-ому классам;

·        такую организацию учебного процесса, которая обеспечивала бы ситуацию успеха для каждого ученика и возможность обучаться в индивидуальном темпе.

Каждому ребёнку, пришедшему в первый класс, очень хочется хорошо учиться, а каждому учителю хочется как  можно лучше научить своих первоклассников всем премудростям наук.

Но почему же тогда, уже к январю, некоторые ребята оказываются в сетях школьных трудностей, перестают любить школу, теряют веру в свои силы, а учитель не в состоянии помочь им справиться с появившимися и растущими, как снежный ком, проблемами?

Прежде всего, нужно выявить в результате диагностики индивидуальный  уровень их готовности к школе. Затем необходимо учитывать этот уровень, а не обучать «вслепую», ориентируясь на некоего среднего ученика.

Рассмотрим те наиболее встречающиеся трудности, помочь преодолеть которые ученику может и должен учитель.

Например, в области родного языка трудности овладения чтением и письмом приводят к стойким, повторяющимся ошибкам, к числу которых относятся:

·        замена букв, обозначающих сходные в произношении и восприятии звуки, а также замена букв по внешнему сходству;

·        пропуск гласных и согласных букв, пропуск слогов;

·        перестановка букв и слогов;

·        вставка гласных букв;

·        неправильная постановка ударения в слове;

·        нарушение понимания прочитанного;

·        агграмматизмы при письме и чтении;

·        нарушение границ слов.

В области математики - это следующие ошибки:

·        ошибки в выполнении арифметических действий;

·        ошибки в сравнении чисел;

·        неправильный выбор действий в ходе решения задач;

·        неумение анализировать условие задачи и каждое числовое данное.

И так, мы знаем трудности, которые могут ожидать первоклассников и знаем уровень  готовности овладения школьной премудростью, уровень их обучаемости. Теперь мы начинаем работать с детьми по группам:

1-группа детей, которым необходимо с первых дней предложить задания повышенного уровня сложности, чтобы у них не пропал интерес к учёбе;

2 -группа детей, усваивающая учебный материал;

3 -группа, требующая коррекционно – развивающей работы в процессе обучения.

Для всех этих групп в предложенном УМК подготовлены дифференцированные задания.

II.Особенности программы

Программа "Начальная школы ХХI века" реализует в образовательном процессе право ребенка на свою индивидуальность. Все средства обучения содержат материал, который позволяет учителю учесть индивидуальный темп и успешность обучения каждого ребенка, а также уровень его общего развития. Во всех учебниках предусмотрен дополнительный учебный материал, который позволяет создать достаточно высокий эрудиционный и  культурологический фон обучения, обеспечив, с одной стороны, снятие обязательности усвоения всех предъявленных знаний (ребенок может, но не должен это усвоить).  С другой стороны, дав возможность каждому работать в соответствии со своими возможностями, в учебниках предложены рубрики  "Для тех, кто хорошо читает", "Путешествие в прошлое", "Этот удивительный мир" и др.

Каждый предмет УМК вносит свой вклад в реализацию изложенных положений.

Направленность процесса обучения, прежде всего на формирование у младших школьников важнейшего новообразования этого возрастного периода - умения учиться - является основой интеграции двух традиционно разных учебных предметов - обучения грамоте (чтение и письмо) и математики - в единый курс "Грамота" (первое полугодие первого года обучения). Дети учатся учиться и при этом овладевают знаниями в области родного языка и математики. Методика обучения "Грамоте" исходит из возрастных особенностей шестилетних первоклассников и специально ориентирована на интенсивное развитие наглядно-образного мышления с помощью построения и использования пространственных моделей, а также постепенный переход детей от игровой деятельности к ведущей деятельности младшего школьника - учебной. Именно этим объясняется длительный подготовительный период, обеспечивающий, в том числе и мягкую адаптацию детей к школьному обучению. Важнейшим принципом построения курса "Грамота" является дифференцированный подход к обучению, который реализуется с помощью заданий разного уровня сложности, направленных на решение одних и тех же учебных задач, в том числе введение в учебник с самого начала обучения интересных текстов на материале полного алфавита для хорошо читающих детей. И обучение грамоте, и обучение математике в курсе "Грамота" является органической частью непрерывного лингвистического и математического образования учащихся. Значительное место, которое занимает фонемный (звуковой) анализ, последовательность введения букв диктуются направленностью курса на формирование у младших школьников научного подхода к языку как к системе знаков, на введение детей в языковую теорию и решение различных лингвистических задач, обеспечивающих пропедевтику их будущей орфографической грамотности.

Новизна подходов к построению курса "Русский  язык" заключается в том, что он является первым этапом непрерывного лингвистического образования учащихся: учебный материал излагается не концентрически, а линейно, реализуя научный подход к анализу языковых явлений. Хотя здесь хочется поспорить с авторами учебника. Не всегда принцип линейного построения материала идёт во благо обучения. Курс "Русский язык" состоит из трех, безусловно взаимосвязанных, но самостоятельных блоков: "Как устроен наш язык" (знакомство с основными лингвистическими знаниями), "Правописание" (формирование грамотного письма) и "Развитие речи» (развитие речи учащихся). Эти блоки перемежают друг друга, и иногда это отрицательно сказывается на отработке знаний, умений, навыков.

Ведущей идеей курса "Литературное слушание" является углубление процесса восприятия художественного произведения, поддержка и развитие интереса к чтению в тот период, когда сам школьник еще недостаточно владеет навыком самостоятельного чтения (1-й год обучения). Исходя из этого, уроки литературного слушания  развивают оценочные суждения первоклассников и умение анализировать эмоциональные состояния, вызванные слушанием конкретного произведения. На мой взгляд, в учебниках недостаточно заданий и вопросов, позволяющих анализировать произведения. Хотя работа в тетрадях может компенсировать этот недостаток.

Обновление содержания курса "Математики" шло за счет обогащения его сведениями из различных математических дисциплин (арифметики, алгебры, геометрии, логики) с целью установления перспективы математического образования и формирования готовности к систематическому изучению алгебры и геометрии в основной школе. Такой подход позволяет существенно повысить уровень математического образования школьников, развить их мышление и воспитать устойчивый интерес к занятиям математикой. Хочется обратить внимание своих коллег на приёмы устных вычислений. В учебниках данного курса некоторые приёмы не выделены в отдельные темы. Видимо, подразумевается изучение данных приёмов самостоятельно (т.е. по инициативе учителя).

Отличительная особенность конструирования курса "Окружающий мир" - его интегрированный и культурологический характер, что позволяет учитывать особенности восприятия младшим школьником окружающего мира, развивать их общую культуру, эрудицию, творческие способности. Основанием для интеграции природоведческих и обществоведческих знаний явилось рассмотрение места и роли человека в природе и в обществе, а ведущей идеей обновления содержания - отбор наиболее актуальных для ребенка знаний, позволяющих формировать его готовность к разнообразному взаимодействию с окружающим миром. В методике обучения преобладает поисковая и творческая деятельность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях, размышлять, фантазировать, играть. Для этого специально разработаны рабочие тетради "Учимся думать и фантазировать", "Учимся познавать окружающий мир".

 

III.Внедрение проекта

Внедряя проект "Начальная школа XXI века” с целью активизации интеллектуальной деятельности учащихся и создания комфортных условий обучения моделирую образовательное пространство таким образом, чтобы все сферы развития личности младшего школьника (сознание, деятельность, общение) взаимодействовали в процессе учения.

Для успешного обучения младших школьников стараюсь сформировать три составляющие мышления:

·        высокий уровень элементарных мыслительных операций:  анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, суждение,  умозаключение;

·        высокий уровень активности, раскованности мышления, которые заключаются в возникновении нескольких вариантов решения проблемы, большого количества гипотез, идей;

·        высокий уровень организованности и целенаправленности, которые проявляются в ориентации на выделение существенного в явлении, в использовании обобщённых схем анализа явления.

Я считаю, что развить интеллектуальные способности младших школьников можно только при общем гармоническом развитии ребенка, выявив задатки, склонности, интересы, поэтому познавательные и творческие способности младших школьников формирую с одновременной активизацией их мышления и воображения. По моему мнению, творчество детей не сможет быть продуктивным без определенного запаса информации, без ее анализа и синтеза.

Дети моего класса стали активнее на уроках: ребята сами учатся анализировать, делают выводы по изученной теме, обобщают, учатся логически мыслить.

На уроках наблюдается сосредоточенность учащихся, напряженная мыслительная деятельность, серьезная работа памяти и умение правильно и логично выражать свои мысли.

Я учила своих воспитанников учиться, овладевать ведущей для младшего школьника деятельностью – учебной. У большинства учеников сформировались познавательные и учебные интересы. Детям нравится учиться, они задают массу вопросов, спорят не только друг с другом, но и со мной; стараются понять и решить любую поставленную проблему. Ребята не боятся новой, нестандартной учебной ситуации, а с интересом ищут ее решение.

IV. Формирование учебно - познавательных мотивов в образовательной деятельности.

Для формирования учебно-познавательных мотивов содержание обучения по УМК "Начальная школа ХХI века” по всем предметам интересно и доступно каждому ученику. Это, конечно, не означает, что ребенок не должен думать, напрягаться при решении учебной задачи. Проблемные ситуации поджидают его постоянно. Ежедневно осуществляю на уроках индивидуальный подход ученика, считаясь с их интересами, особенностями, склонностями, темпом работы, для этого специально подобраны задания во всех учебниках и тетрадях УМК "Начальная школа ХХI века”. Все это сохраняет устойчивый интерес к учению, потому что оно приносит радость, удовольствие и успех.

На формирование учебно-познавательных мотивов направлен материал различных рубрик учебников. Например, рубрика "Путешествие в прошлое” (учебники "Русский язык”, автор С.В. Иванов, "Математика”, автор В.Н. Рудницкая); рубрики: "Жил на свете человек”, "Картинная галерея”, "Этот удивительный мир”, (учебник "Окружающий мир”, автор Н.Ф. Виноградова). Содержание данных рубрик вызывает эмоционально-положительное отношение учеников к предметам. Удивление, сопереживание, радость открытия и пробуждает желание поработать с текстом, иллюстрациями, заданиями – дочитать до конца, разобраться в задаче, запомнить.

Второй важный компонент учебной деятельности – учебные действия. Все средства, входящие в УМК "Начальная школа ХХI века”, включая, рабочие и коррекционно - развивающие тетради, специально направлены на овладение детьми отдельными операциями, из которых состоит каждое учебное действие.

В третьем - четвертом классе я познакомила своих учеников с новыми формами учебной деятельности: они готовят сообщения, небольшие доклады, выступают в роли экскурсовода на классной выставке, консультанта-помощника учителя, самостоятельно проводят небольшие опыты.

От класса к классу большое внимание уделяю осознанию учениками учебной задачи – ее цели, учебных операций, входящих в ее состав, алгоритму их выполнения.

В четвертом классе добиваюсь, чтобы учащиеся усвоили алгоритм учебных действий, необходимых для решения учебной задачи. Постоянно ставлю перед классом вопросы: "Что нужно сделать, чтобы решить эту задачу?”, "Что вы будете делать сначала, а что потом?”, "Как можно проверить, правильна ли последовательность ваших действий?”. Эти вопросы очень важны в формировании учебной деятельности школьника. Большинство моих четвероклассников сами справляются с этими заданиями. А тем ребятам, у которых возникают трудности, приходят на помощь коррекционно-развивающие тетради, в которых предусмотрены специальные подсказки-напоминания, помогающие ученику самостоятельно выполнить задание. Ведь слабому ученику особенно нужна наша эмоциональная поддержка, вера в него.

VI. Творческое развитие.

Творчество – это самостоятельная, индивидуальная деятельность, и чтобы ребенок раскрыл свою индивидуальность, необходимо предоставить ему свободу, а УМК "Начальная школа ХХ I века” имеет достаточно фактов и понятий, заданий и исследований  творческого характера. Творческая деятельность только тогда считается успешной, когда ее результаты у всех детей разные.

В первом классе по "Литературному слушанию” дети учатся моделировать обложки книги. Создают книжки-самоделки, при этом сами выступают и в роли авторов, и в роли художников-оформителей.

Начиная со 2 класса, на уроках русского языка дети пишут письма, что позволяет им творчески развиваться. Начиная с элементарных  посланий друг другу, они накапливают опыт письменного общения. И будучи учениками 3-4-х классов, дети пишут письма для существующего реального адресата.

Впервые в интегрированном курсе "Окружающий мир” (автор Н.Ф. Виноградова) выстроена система знаний по двум значимым: "Человек – живое существо” (организм), "Человек и общество, в котором он живет”. Этот программный материал позволяет осознанно принять и следующие знания – здоровье человека есть его самая большая ценность, нужно хотеть и уметь его оберегать. Впервые начинается разговор о вредных привычках: пристрастию к курению, вину, наркотикам. Главная задача учителя – своевременно сформировать отрицательное отношение к этим пристрастиям. Эмоциональная отзывчивость детей младшего школьного возраста является залогом успешности решения этой задачи.

V.Контроль и оценка

Важной частью процесса обучения учащихся является контролирующая и оценочная деятельность. В своей работе часто обращаюсь к опыту учеников. Так, например, я не исправляю допущенную ошибку, а только фиксирую место, где она есть. Ученику надо найти ошибку самому и исправить ее. Этот прием способствует развитию у ребят самоконтроля, контроля, оценки и самооценки.

В учебниках и тетрадях есть специальная рубрика "Проверь себя”, задания которой позволяют детям самостоятельно проверить свои учебные достижения. В рабочих тетрадях "Учимся познавать мир” и "Дружим с математикой” даны конкретные оценочные критерии, которыми с удовольствием пользуются дети.

В результате диагностики обучения по УМК "Начальная школа ХХI века” отметили значительные изменения в развитии детей. Прежде всего, это касается познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления). Для развития логического мышления успешно использую предусмотренную авторами рубрику "Выскажи предположение” - она ставит детей перед необходимостью выдвинуть гипотезу, поспорить, сравнить свое мнение с мнением других и с текстом учебника.

Дети с удовольствием откликаются на призыв рубрики "Давай подумаем”, ведь она учит их отбирать доказательства истинности своего высказывания, выделять существенные признаки явления или объекта действительности (в языке, в математике, в природе).

Школьные психологи утверждают, что наиболее частая проблема, с которой они сегодня сталкиваются в начальной школе, – это тревога младшего школьника по поводу контроля, боязнь необъективной оценки учителя и неадекватной реакции одноклассников и родителей на результаты учебы. Есть интересные психологические исследования, где доказывается отрицательное влияние тревожности ученика начальных классов, связанной с контролем и оценкой его учебной деятельности, на его психическое состояние. Данное явление, свойственное нашей школе, определяется в первую очередь тем, что на этой составляющей методической системы меньше всего отразилась общая тенденция к личностно ориентированному обучению: подходы учителя к контролирующей и оценочной деятельности сегодня такие же, как и прежде.

Из сказанного следует важный вывод: чтобы ученики адекватно реагировали на оценку учителя, чтобы они не попадали в «зону тревожности», необходимо формировать у них собственную контролирующую деятельность, объективную самооценку.

 

Чему целесообразно учить младших школьников?

 

1. Осознавать мотив своей деятельности. Для этого ученик должен ответить  на вопросы: зачем мне нужно это знать, уметь?

 

2. Планировать свою деятельность, то есть понимать, что планирование – это дисциплина труда. Надо учить младшего школьника отвечать на вопросы: какие усилия потребуются для выполнения учебной (практической) задачи? Что я должен делать и какова последовательность моих действий (что сначала, что потом)? какие средства мне понадобятся для этого? Какие трудности могут встретиться мне и как я смогу их преодолеть?

 

3. Анализировать достигнутый результат. Для этого необходимо ответить на следующие вопросы: соответствует ли полученный результат поставленной цели? Как я могу проверить полученный результат?

 

4. Знать характеристику отметок: за что каждая ставится.

 

          Какие советы пригодятся учителю, чтобы решить все эти задачи?

 

Совет первый. Формировать у младших школьников уверенность в своих силах. Дети этого возраста учатся в ситуации успеха, поэтому любой, даже самый маленький, успех школьника учитель должен заметить и отметить прилюдно (!). Это позволяет не только снять детскую тревожность («Не умею, не получается, не буду...»), но и придать всем действиям ребенка оптимизм, уверенность в возможности выполнить задачу. Здесь еще раз обращаем внимание читателей на необходимость работать в «зоне ближайшего развития» (этот феномен обучения был открыт Л.С. Выготским). Обучение в «зоне ближайшего развития» означает постоянную гуманную (!) помощь ученику до тех пор, пока он самостоятельно не сможет решать поставленную перед ним задачу. Эти поддержка и помощь должны состоять не в формальной подсказке («Делай так, повторяй за мной!»), а в обучении последовательности тех шагов (действий, операций), которые необходимо осуществить школьнику, чтобы решить поставленную задачу. Также очень важно создавать ситуации интереса к оценке своей деятельности.

 

Совет второй. Предоставлять ученику право выбора трудности работы. Учитель знаком со способами дифференциации обучения и знает, что ученик работает успешнее, если поставленная перед ним задача соответствует его возможностям. Поэтому «слабым» детям педагог предлагает нетрудные задания, а наиболее успешным – трудные. Но это лишь один и, кстати, не самый эффективный путь повышения успешности обучения.

Дело в том, что младший школьник должен и может сам оценивать свои силы и возможности, поэтому более целесообразно предоставить ему самому выбор задания из предложенных  разноуровневых. Конечно, учитель поможет советом («Начни сначала с простого», «Я советую тебе не тратить время на легкое задание, ты можешь выполнить и более сложное» и т.д.), но право выбора остается за детьми, поэтому все рекомендации учителя должны восприниматься ими как советы, а не как приказания. Именно такой подход к обучению становится условием формирования объективной самооценки ученика.

Совет третий. Разбирать с учащимися контрольные (самостоятельные) работы сразу после их выполнения.  Рекомендую попробовать не исправлять работы учащихся, а только отмечать место, где ребенок допустил ошибку. Например, педагог подчеркивает слово, где есть ошибка, а дети сами ее исправляют. Да, такая рекомендация высказана в Методическом письме Министерства образования и науки РФ «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» № 1561/14-15 от 19.11.1998. Следование ей положительно влияет на результаты обучения: по данным исследований, уже через 2–3 месяца работы по этой методике количество ошибок уменьшается на 20–25%. Также чрезвычайно важно задавать учащимся алгоритм пошагового контроля. В этом случае запись в тетрадь начинается тогда, когда определенное умение сформировано. Таким образом, можно отрабатывать таблицу умножения, правила написания слов, классификацию предметов по группам и т.д.

Выполнение только этих советов очень быстро приведет к положительным изменениям в отношении младших школьников к контролю и оценке со стороны учителя.


Поиск
Календарь
«  Октябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Новости
e-mail: toyshkola@mail.ru8 (84660) 4-02-42446333 Самарская область, Кинель-Черкасский район, с. Тоузаково, ул. Центральная, 32-б